Enlightened Mind

 

 

Сайт, посвященный Дхарме

Главная страницаЗаметки о буддийской литературеО линиях передачи УченияПолезные ссылкиОб этом сайте

Возникновение махаяны

Как уже было рассмотрено в разделе, посвященном Палийскому канону, в течение первых нескольких столетий после смерти Будды Гаутамы его учение передавалось изустно, и примерно в 1 в. н.э. учение было впервые записано. С течением времени сангха разделилась на ряд школ, и у каждой буддийской школы появился свой собственный канон текстов, который частично пересекался с канонами других школ. Самый известный свод текстов раннего периода – Палийский Канон, сохранившийся на Шри-Ланке у школы Тхеравада. Его сутры являются частью канона любой другой буддийской школы. Этот свод текстов был рассмотрен в предыдущем разделе.

Между тем, ряд школ, не разделивших взглядов тхеравадинов, постепенно образовал параллельную тхераваде традицию, обретя также и свое собрание текстов. Вероятно, этот процесс происходил на рубеже эпох, а первые тексты, не вошедшие в палийскую Типитаку, но включенные рядом школ в свои собрания, появились уже к 1 в. н.э., будучи записанными на классическом или смешанном санскрите.

В данном контексте уместно вспомнить о Четвертом буддийском Соборе, упоминаемом традицией махаяны, произошедшем в 1 в. н.э. в Кашмире. Напомним, что этот собор был созван кушанским императором Канишкой около 100 г. н.э. в Джаландхаре.

Утверждается, что Канишка собрал 500 бхиккху с целью отредактировать каноническое собрание текстов и снабдить его ссылками и примечаниями. Есть мнение, что на этом Соборе был составлен и записан новый канон махаяны – школы Сарвастивада.

На Соборе был включен ряд новых писаний, равно как и основополагающие принципы махаянской доктрины. Новые тексты, как правило, изначально написанные на гандхари, были переписаны классическим санскритом, что стало поворотной точкой в деле распространения буддийской мысли многими учеными. Именно поэтому проведение этого Собора связывается с подъемом буддизма Махаяны.

С этого момента и в течение последующих нескольких столетий буддизм Махаяны процветал и распространился в Центральной Азии, Китае, Корее и Японии (в последней буддизм появился в 538 г н.э.).

 
 

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100